Украина. Ситуация в пчеловодстве в 2021 году
Глобальные изменения климата в последние годы влияют на пчеловодство во всем мире, в том числе и в Украине. Сравнительно теплые, бесснежные зимы с температурными качелями от минусовых до плюсовых температур крайне негативно влияют на зимовку пчел. Не менее опасна и затяжная холодная весна: пчелы вылетают из улья при температуре не меньше 14 градусов Цельсия, а если идет дождь — то из улья не вылетают, вне зависимости от температуры воздуха. Цветение медоносов точно также зависит от погодных условий — при холодной и дождливой погоде оно скудное, при жаре — цветы «сгорают», а сильные дожди вымывают нектар из цветов. Из-за капризов погоды изменяются стандартные сроки начала и окончания медосбора, сам медосбор прерывается внезапными похолоданиями или длительной жарой, суховеями т. д.
В результате климатических изменений нарушается нормальное развитие пчелосемей, пчелы выходят к медосбору ослабленными, а хороший взяток может обеспечить только большая и сильная пчелиная семья. Все это усложняет и без того непростую работу пчеловодов, а также повышает риски отрасли в получении хороших урожаев.
Если в 2020 году практически не было весенних медов (сады и акация), то пчеловоды смогли получить мед с летнего разнотравья, подсолнечника и гречихи. 2021 год по непредсказуемости погодных факторов перекрыл все предыдущие — периоды с дождями сменялись похолоданиями, а те жарой, к ним добавлялись сильные ветра, грады и другие катаклизмы.
«Из-за дождливых периодов недобор меда с акции составил до 40%, а в результате жары 30-35 градусов недобор меда из липы составил до 50%», - говорит Валерий Курейко, пчеловод и бортник, основатель ТМ «Знатный Мед».
В этих условиях пасечники, традиционно, надеялись на ключевую медоносную культуру — подсолнечник, но в этот раз и с ним возникли сложности. «Подсолнечник выделяет нектар при относительной влажности воздуха более 45-50%, что наблюдалось только ранним утром и вечером. Поэтому пчелы работали по приносу нектара не 10-12 часов, а от силы 4-5 часов за световой день, что сократило медосбор минимум на 30%», - утверждает Валерий Курейко.
Кроме того, в текущем году во многих областях Украины посеяли быстросозревающий гибрид подсолнечника, который цветет всего 5-7 дней, в то время как обычный период цветения подсолнечника - 3-4 недели. Таким образом, период медосбора с подсолнечника существенно сократился.
Рассматривая медовый клин Украины, в целом, можно отметить, что все больше значения приобретают дикоросы — кроме лесов, медоносную базу можно расширить за счет многолетних насаждений в лесополосах и по обочинам дорог, путем сохранения лугов, травостоя в оврагах, вокруг озер и рек. Большинство дикоросов, особенно травы, меньше подвержены климатическим изменениям, чем посевные культуры.
Ценообразование на медовом рынке: почему выросли цены на мед
В 2021 году цены на мед возросли, в среднем, на 50-100 грн за 1 кг, что обусловлено целым рядом причин. Прежде всего, сложные погодные условия второй год подряд сокращают объем собранного меда каждым отдельным пасечником. Кроме того, никаких остатков прошлогоднего урожая, которые могли бы сгладить цены в начале лета, у пасечников не осталось. Также подорожали пчелопакеты, пчеловодческий инвентарь (ульи, рамки, костюмы, инструмент и т. д.), препараты для профилактики и лечения болезней пчел.
«Меда становится меньше, а дается он пчеловоду сложнее. Так, этой весной впервые за много лет возник настоящий дефицит пчелопакетов — несмотря на увеличение цены до 1600-1800 грн за пакет, они раскупались, как говорится, «с колес». Еще пример: раньше пчел подкармливали 1 раз за сезон, при подготовке к зимовке. Сейчас приходится проводить подкормку 2 раза — весной перед началом сезона и в конце лета. Это существенно увеличивает затраты пасечника. В целом, в условиях, когда постоянно растут цены на электроэнергию, топливо, продукты питания, стоимость меда просто не может оставаться прежней», - отмечает Руслана Плис, руководитель Интернет-магазина «Знатный Мед».
«Похоже, эпоха дешевого меда прошла. Надо признать, что украинский мед был недооценен — как на международном рынке, так и на внутреннем», - считает эксперт, и прогнозирует розничные цены на подсолнечниковый мед на уровне 130-150 грн за 1 литр, 150-180 грн - на разнотравье, 200-300 грн - на липовый и гречневый, 300-400 грн за 1 литр - на акациевый. Также на 20-40% подорожают и продукты пчеловодства.
Украинский пасечник: как меняется портрет пчеловода
За последние 10-20 лет портрет украинского пчеловода сильно изменился. Это уже давно не «сельский дедушка в соломенном брыле». Сегодня среднестатистический пчеловод — это семейный мужчина 40-45 лет, часто с высшим образованием, со средним достатком, имеет минимум один автомобиль. Количество пчелосемей на пасеке у одного пчеловода — в среднем, от 50 до 150. Современный пчеловод следит за тенденциями отрасли и является пользователем соцсетей, многие ведут свои каналы на YouTube.
Количество женщин среди украинских пчеловодов можно оценить примерно в 15%, но это без учета того факта, что женщины часто помогают в работе на пасеке, особенно в период медосбора и в части обработки продуктов пчеловодства, зачастую хорошо разбираются в пчеловодческих тонкостях. В таком ракурсе долю участия женщин в пчеловодческой отрасли можно оценить в 40-50%.
«В Украине множество мини-пасек с количеством пчелосемей до 10 шт. В связи с тем, что пчеловождение становится более сложным, а затраты возрастают, в ближайшие годы можно ожидать сокращение таких пасек. Ведь за 2 последних года погода ставила в тупик и многих пчеловодов с 20-30-и и даже 50-летним опытом», - отмечает Валерий Курейко, основатель ТМ «Знатный Мед».
Портрет потребителя меда 2021: изменение предпочтений, мотивация к покупке, уровень потребления
За последние 5 лет потребитель меда в Украине заметно «помолодел» - пенсионеры уже давно не занимают первую позицию среди активных покупателей меда. Меняются также и предпочтения, мотивация к покупке. Если раньше основной мотивацией была профилактика и лечение простудных заболеваний, то сейчас многие рассматривают мед, как натуральный эко-продукт повседневного потребления, важную составляющую здорового образа жизни.
Интересно, что самыми активными покупателями дорогостоящих видов меда (бортевой, акация, липа) являются офисные работники, в том числе из сферы IT, а также руководители и совладельцы бизнеса.
Среди тех, кто покупает много и часто — домохозяйки, которые заботятся о своей семье, а молодые люди, занимающиеся спортом и фитнесом, покупают не так много меда, но тоже часто.
В целом, по итогам опроса потребителей Интернет-магазина «Знатный Мед», основная мотивация к покупке меда следующая (опрошено более 300 человек в мае-июле 2021 г., можно было выбрать не более 2 вариантов ответа):
- Для регулярного потребления, в целях повышения иммунитета - 83%
- Для профилактики и во время лечения различных заболеваний - 71%
- В качестве натурального источника витаминов, минералов и микроэлементов (элемент ЗОЖ) - 49%
- В качестве лакомства, десерта (на первом месте — вкусовые качества) - 15%
- В качестве подарка — 11%.
Также наблюдается рост уровня потребления меда — много лет считается, что в Украине он составляет в среднем 1 кг на душу населения, но очевидно, что только за последние 2 года пандемии, объем потребления меда вырос. По данным, полученным на основе анализа продаж и опроса клиентов ТМ «Знатный Мед», активный потребитель меда съедает в год 14-15 кг меда, а обычный — порядка 2 кг, при этом доля активных потребителей составляет около 30% от общего количества. Таким образом, средний уровень потребления может составлять более 5 кг на человека в год.
Продукты пчеловодства как драйвер розничных продаж в 2021 г.
Пандемия коронавируса вызвала интерес потребителей к природным продуктам, которые укрепляют иммунитет и защищают организм от неблагоприятных воздействий — а это не только мед, но и продукты пчеловодства: пыльца, перга, забрус, прополис, различные настойки и мази на их основе. Именно продукты пчеловодства могут стать драйвером дальнейшего развития медового рынка — ведь они уникальны по своему составу и ценятся дороже, чем мед.
«Из-за повышенного спроса, в этом году продукты пчеловодства подорожали на 20-30%. При этом, надо учитывать, что объем сбора таких продуктов всегда ограничен, а сам процесс сбора довольно трудоемкий, поэтому продукты пчеловодства в будущем будут только увеличиваться в цене», - отмечает Руслана Плис, директор Интернет-магазина «Знатный Мед».
Также стабильным спросом пользуется натуральный пчелиный воск, который широко применяется в косметологии.
Фальсификат на рынке меда: как уберечь себя от подделки
Фальсификат меда, к сожалению, присутствует во всех странах мира. Например, в ноябре прошлого года в Великобритании было проведено исследование меда из супермаркетов — из 14 образцов 9 оказались фальсифицированными дешевыми сиропами (тесты проводились в лаборатории Food QS, Германия, по заказу британской организации Honey Authenticity Project).
В Украине проблема фальсификата тоже существует, и она обостряется в период, когда на рынке появляется свежий мед, поскольку жидкий мед подделать гораздо легче, чем кристаллизованный.
«Фальсификат чаще всего продают на базарах, особенно в период активной закупки меда «на зиму» - август-октябрь. Такие факторы как слишком низкая цена, очень жидкая или неоднородная консистенция, неестественный цвет должны настораживать покупателя в первую очередь», - говорит Валерий Курейко, пчеловод и бортник. Поскольку точно установить натуральность и качество меда можно только в лаборатории, эксперт советует покупать продукцию у проверенных и надежных поставщиков, лучше всего — напрямую у пчеловодов, которым на рынке стоят просто некогда, да обычно и незачем, учитывая большое количество постоянных клиентов. Также лучше избегать «ноу нейма», ведь производитель дорожит репутацией своей торговой марки.
Прогноз медового урожая 2021 в Украине
Подсолнечник по-прежнему составляет 80-90% медового урожая нашей страны, хотя его недобор в отдельных областях может составить 30% и более. Недобор весенних и ранне-летних медов превысыл предыдущий год приблизительно на 50%. А вот гречневого и рапсового меда в этом году будет больше примерно на 20-30%. В целом, Украина может собрать от 80 до 100 тыс. тонн меда за год, но к Новому году на руках у пасечников меда уже не будет, а к концу зимы — может не быть и на складах, из-за повышенного спроса на внешнем и внутреннем рынках.
Повышение спроса на украинский мед за рубежом подтверждают не только возрастающие объемы экспорта, но и рост цены.
В 2018 году объем экспорта меда из Украины составил 49,4 тыс. тонн на сумму 98 млн долларов, в 2019 году - 55,7 тыс. тонн на 101,8 млн долларов, а в 2020 году — 80,8 тыс. тонн на сумму 139,8 млн долларов, то есть, средняя цена за тонну все время уменьшалась. За 1 полугодие 2021 года было экспортировано 25,9 тыс. тонн (это меньше, чем за аналогичный период прошлого года), но при этом сумма валютной выручки составила 56,873 млн долларов, то есть, мед был продан по более высокой цене, чем в прошлом году.
Как известно, в 2020 году основными покупателями украинского меда стали страны ЕС и США, из них: Польша (26% от общего объема экспорта), Германия (19%), США (10%), Бельгия (10%) и Литва (6%).
Объемы экспорта меда из Украины за последние 3 года
2018 — 49,4 тыс. тонн, 98 млн долл.
2019 — 55,7 тыс. тонн, 101,8 млн долл.
2020 — 80,8 тыс. тонн, 139,8 млн долл.
2021, 1 полугодие - 25,9 тыс. тонн, 56,873 млн долл.
Источники: interfax.com.ua
Количество просмотров: 1821
Назад в раздел