20.11.2017
Конфликт между Австралией и Новой Зеландией из-за бренда «Мед мануки»
Австралия существенно проигрывает Новой Зеландии по объему и стоимости экспортируемого меда. В последние годы этот разрыв стабильно увеличивался. Однако в ближайшем будущем ситуация может измениться.Динамика экспорта меда Австралией и Новой Зеландией (млн долл. США) в 2012-2016 годах:
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|---|
Австралия |
25,6 |
27,0 |
27,1 |
34,7 |
31,4 |
Новая Зеландия |
103,9 |
140,2 |
168,2 |
200,4 |
206,1 |
Львиную долю доходов от экспорта меда Новая Зеландия получает от экспорта меда мануки (1,8 тыс. тонн в год), а также экспорта косметической, медицинской и другой продукции на его основе. На этом фоне представители пчеловодной австралийской индустрии с конца нулевых годов стали проявлять повышенный интерес к налаживанию производства и экспорта меда мануки в Австралии.
К этим усилиям были подключены ученые ряда австралийских университетов (University of the Sunshine Coast, University Technology Sydney and University of Western Australia). За несколько лет полевых исследований в штатах Виктория, Квинсленд, Новый Южный Уэльс и Тасмания специалисты выявили и описали более 80 видов местной мануки (Leptospermum scoparium, тонкосемянник метловидный), которые были также изучены на предмет содержания в их нектаре антибактериальных и антигрибковых веществ (метилглиоксал, дигидроксиацетон). Из этого количества были отобраны 15 наиболее продуктивных видов мануки, после чего начались работы по их выращиванию в австралийских питомниках.
Крупнейший из этих проектов, принадлежащий компании Manuka Life, расположен в штате Западная Австралия в зоне «пшеничного пояса». Площадь посадок мануки, принадлежащих Manuka Life, составляла 150 га в 2016 году, увеличилась на 500 га в 2017 году и будет возрастать на 1000 га в год в следующие три года.
Аналогичный проект реализуется в штате Новый Южный Уэльс, в котором производится 40% австралийского меда. Здесь манука выращивается в 6 питомниках, принадлежащих компании Gather By. По словам директора этой компании М. Бломфильда, выращивания мануки на больших площадях «оказалось весьма многообещающим». Плодородные почвы и обильный полив способствуют тому, что саженцы мануки развиваются и зацветают гораздо быстрее, чем в дикой природе. Манука является слабым пыльценосом, и по этой причине в питомниках высаживаются также растения, дающие большое количество пыльцы, необходимой для нормального развития пчелиных семей. Изучается также устойчивость мануки к различным болезням и насекомым-вредителям. По словам М. Бломфильда, компании еще предстоит многое сделать, чтобы доработать модель «крепкого» пчеловодного хозяйства, ориентированного на производство и экспорт меда мануки и различных продуктов на его основе.
В последние годы австралийский мед мануки начал поступать на международные рынки в возрастающих количествах и по ценам в два-три раза ниже цен новозеландских аналогов. Поступает этот мед и на российский рынок. То, что этот австралийский продукт экспортируется под брендом «мед мануки», зарегистрированный новозеландцами и используемый ими на протяжении многих лет, вызывает резкий протест со стороны Новой Зеландии. Суть обвинений сводится к тому, что австралийцы крадут плоды чужого труда, нарушая при этом нормы и «правила приличия», принятые в международной торговле.
Австралийцы, в свою очередь, ставят под сомнение право новозеландских коллег на «монополизацию» указанного бренда, и подчеркивают, что исторической родиной мануки является Австралия; что в Новую Зеландию это растение могло попасть когда-то из Тасмании; что слово «манука» широко распространено в Австралии и упоминалось в местных газетах еще 150 лет тому назад.
Конфликт из-за бренда «мед мануки» продолжает обостряться. Его новым витком стало создание в ноябре 2017 года Ассоциации производителей австралийского меда мануки (AMHA). В это объединение вошли 24 физических и юридических лица, в том числе пчеловоды – производители меда мануки; медовая компания Capilano Нoney Ltd., контролирующая 60% сбыта меда в Австралии; Австралийский совет пчеловодной индустрии (Australian Honey Bee Industry Council); Кооперативный исследовательский центр медоносной пчелы (Honey bee Cooperative Research Centre), ведущий исследователь меда австралийской мануки проф. П. Брукс (Peter Brooks) и другие ученые и эксперты. Главные заявленные цели Ассоциации: продвижение продукции австралийской мануки; контроль маркировки этой продукции; защита посадок мануки и развитие индустрии мануки.
По словам президента AMHA П. Кэлэндера, который является также директором компании Manuka Life, в ближайшее время разъяснения о правах Австралии на бренд «мед мануки» будут направлены правительствам стран Северной Америки, Европы и Азии.
А. Пономарев
Количество просмотров: 10113
Поделитесь с друзьями:
Назад в раздел
Комментарии