23.01.2020

Пчеловодство Японии. Тенденции развития

Пчеловодство Японии. Тенденции развития

Японские СМИ и зарубежные источники сообщают следующие данные о состоянии пчеловодства в Японии.

В 1985 году в Японии насчитывалось 9,5 тыс., в 2005 году - 4,8 тыс. и в 2015 году - 9,3 тыс. пчеловодов. Ряды пчеловодов с середины нулевых годов пополняются исключительно за счет любителей, в основном из числа фермеров и лиц, содержащих пчел в черте города. Все пчеловоды обязаны регистрироваться в органах местной власти.

Производство меда с конца прошлого века держится в пределах 2,5-3,0 тыс. тонн в год. Это 5% от общего объема меда, потребляемого японцами. В 2016 году было произведено 2754 тонны меда. На первом месте был остров Хоккайдо, где было произведено 13% от этого количества.

За последние четверть века в Японии резко снизилось производство пчелиного маточного молочка. В 1985 году его было произведено 13 тонн, а в 2015 году - 2 тонны.

Спад в японском пчеловодстве был остановлен благодаря принятию в 2013 году Закона о продвижении пчеловодства и оказанию пчеловодам господдержки в различных формах. В бюджете Японии на 2017 год, например, на посадки медоносных деревьев и кустарников и предоставление помощи пчеловодным кооперативам было выделено 22,5 млн долл.

Двумя главными проблемами японского пчеловодства считаются клещ варроа и отравление пчел пестицидами, в том числе неоникотиноидами, используемыми для обработки посевов риса и других сельскохозяйственных культур, лесов и лесопосадок. За последние 15 лет объем применения неоникотиноидов в Японии вырос в 3 раза. Отравление пчел пестицидами приобрело особенно значительные масштабы с 2008 по 2011 годы. В 2009 году в Японию был завезен трахейный клещ.

Развитие японского пчеловодства тормозится ограниченностью природных ресурсов и убылью медоносных угодий. Площадь медоносных угодий составляла в 1985 году 370 тыс. га, а в 2015 году - 120 тыс. га.

Потребление меда в Японии в последние годы значительно выросло и держится в пределах 50 тыс. тонн в год благодаря импорту. Доля импортного меда в общем объеме потребления этого продукта составляет 95%. По этому показателю Япония опережает все другие развитые страны.

По объему и стоимости импорта меда Япония стабильно занимает третье место в мире после США и Германии.

В 2018 году Япония импортировала из 42 стран мира 44,5 тыс. тонн меда на 145,4 млн долл. по средней цене 3267 долл. за тонну. Лидировал в этой области Китай: его доля в объеме импорта меда составила 70%, а в стоимости этого импорта - 50%.

Динамика импорта меда Японией:


 

2014

2015

2016

2017

2018

Стоимость импорта меда (млн долл.)

120,2

117,6

157,7

143,0

145,4

Объем импорта меда (тыс. тонн)

37,9

36,2

48,4

42,8

44,5

Источник: статистика ITC

ТОП 5 стран-поставщиков меда в Японию в 2018 году:


Страна

Стоимость поставок меда (млн долл.)

Объем поставок меда (тыс. тонн)

Китай

72,9

31,5

Новая Зеландия

23,1

0,6

Аргентина

14,7

4,8

Канада

10,1

2,8

Венгрия

5,8

1,0

 

Экспорт японского меда минимален и составляет 15-30 тонн в год. В 2018 году было экспортировано 18 тонн меда в 7 стран и территорий Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Гонконг, Китай, Сингапур, Таиланд, Тайвань и Южную Корею.

В Японии высоко ценятся светлые монофлерные меда в жидком виде, большое внимание уделяется их гарантированному качеству, а также упаковке и разнообразию. При этом цена японского меда может в разы превышать цену импортного продукта.

Ведущим производителем меда в Японии является компания Koto Bros Honey Co. Ltd., которая имеет два перерабатывающих завода, контролирует 30% медового рынка страны и выпускает продукцию под брендом Sakura Jirushi. Имеется также большое количество мелких производителей и владельцев пасек и магазинов, которые специализируются на ограниченном ассортименте местного и зарубежного меда. Руководство Koto Bros Honey оценивало медовый рынок Японии в 2017 году в денежном выражении в 561 млн долл.

Считается, что рынок меда в Японии регулируется более жестко, чем в ЕС, США и других странах. Пробиться на этот рынок удается далеко не всем желающим. Список барьеров, которые должны преодолеть зарубежные компании на пути к японскому рынку меда, в частности, включает в себя:

  • сертификацию экспортера меда и его производственных мощностей по одному из международных стандартов пищевой безопасности продукции;
  • регистрацию компании-экспортера меда в госоргане, контролирующем импорт продуктов питания и медикаментов в Японию, а также получение разрешения на поставку меда в Японию;
  • проведение независимого аудита зарубежной компании-поставщика меда до того, как японский импортер меда начнет работать с этой компанией;
  • параллельную проверку качества партий меда, предназначенных для поставок в Японию, в ведущих европейских лабораториях;
  • жесткий лимит содержания оксиметилфурфурола в меде, экспортируемом в Японию.

Российские компании регулярно сообщают о завозе в Японию пробных партий меда из Дальневосточного, Сибирского и других федеральных округов, а также о переговорах с японскими партнерами. Например, в 2019 году Амурскую область в целях изучения перспектив поставок в Японию меда и других пчелопродуктов посетил представитель Исследовательского Института Номура Йошитака Кинумацу. Однако усилия по продвижению российского меда в Японию пока что приносят весьма скромные результаты. Аналогичная ситуация наблюдается и у других стран «постсоветского пространства».

Динамика поставок меда в Японию из России и других стран СНГ, а также из Украины и Грузии (тонн):


Страна

2014

2015

2016

2017

2018

Россия

5

-

2

1

2

Киргизия

-

3

10

3

5

Казахстан

-

-

--

-

4

Украина

19

39

75

96

40

Грузия

-

-

-

-

1

 

А. Пономарев







Количество просмотров: 9557

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта в Яндекс Дзен:


Назад в раздел


Комментарии
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями
политики конфиденциальности




Активность на сайте