Законодательство о меде в Италии (перевод)
Часть первая
Производство и маркетинг
Распоряжение от 21 мая 2004 г., №179 относительно меда и Распоряжение от 27 января 1992 г., №109 о производстве и продаже продуктов питания в целом. Апрель 2010 Роберто Гриллини
Определения
(Распоряжение от 21 мая, 2004, №179)
Под медом, мы понимаем физическое сладкое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений или вещество, которое пчёлы вырабатывают, собирая падь (сладкие выделения тли и некоторых других насекомых).
Основные сорта меда:
- по происхождению: цветочный и падевый;
- в соответствии с методом добычи: пчелиные соты, процеженный мед, центрифугированный мед, прессованный мед, фильтрованный мед (мед подвергают фильтрации через мембрану с тонкими порами для существенного удаления пыльцы и дрожжей, ответственных за ферментацию и старение);
- в соответствии отклонения от нормы: мед для промышленного использования.
Состав меда должен соответствовать характеристикам, перечисленным в приложении к Распоряжению.
Маркировка национального меда для непосредственного потребления (на мед распространяются нормативные требования о маркировке пищевых продуктов).
Мед для потребителей должен быть предварительно упакован в закрытые контейнеры.
Этикетка должна в обязательном порядке иметь следующие данные:
- наименование;
- вес нетто (в г или кг);
- имя или фирменное наименование производителя, или упаковщика, или продавца, что предусмотрено маркировкой C.Е. (европейское соответствие);
- месторасположение компании (юридический адрес);
- номер партии;
- страна происхождения товара;
- срок хранения (срок годности).
Название, партия и вес должны быть указаны в одном месте. Срок годности должен быть четким и понятным.
Штраф за нарушение: Административные санкции от 2600 евро до 9500 евро.
Наименование
Наименование Мед. К наименованию могут быть добавлены характеристики, касающиеся способа производства, ботанического и географического происхождения, при условии правдивости и конкретных критериев качества, признанных Igp, Dop; или характеристики органического сельского хозяйства.
Правильными являются наименования: «мед», «падевый мед», «нектарный мед», «цветочный мед», «акациевый мёд», «каштановый мёд Тоскано - Эмилианских Апеннин», «мед Лигурийских гор», «процеженный мед», «центрифугированный мед» и т.д.
Наименования, касающиеся качества, такие как: «чистый пчелиный мед», «девственный мед», «натуральный мед», «чистейший мед», «экстра мед», «супер мед», и т. п. не допускаются, а также географически неполные наименования (горный мед, мед холмов, обычный мед, луговой мед).
Наименование монофлерного меда
Статья 2 нормативных требований отмечает, что если мёд получен «полностью» или «в основном» из нектара одного определённого вида растения, то его называют монофлерным, который в свою очередь обладает органолептическими, физико-химическими и микроскопическими особенностями, в этом случае меду необходимо присваивать название этого растения. Смешивание допускается только с монофлерным медом из того же ботанического происхождения. Смесь двух различных видов меда цветочного происхождения и/или падевого может быть допустима, но должна включать в себя слово «смесь». Согласно Меморандуму Европейской комиссии от 22.01.2006 г. двойное указание цветочный и/или падевый может быть признано при условии, что цветы и/или растения имеют тот же период производства нектара (и/или пади).
Вес нетто
На этикетке сумма веса нетто должна следовать перед символом г без точки. Для упаковок, вес, которых составляет более одного килограмма, необходимо использовать кг так же без точки.
Допустимое отклонение составляет 3% для веса до 250 г, 2% - до 1000 г, 1% - от 1000 г до 5000 г.
Диапазон веса CE для меда не предписан.
Примеры: 500 г, 1000 г, 5 кг. Слово «приблизительно» является недопустимым к использованию, указание «веса нетто» не есть обязательным или же запрещенным.
Цифры должны быть следующей высоты: на упаковке весом до 50 г – 2 мм, на упаковке от 50 до 200 г – 3 мм, от 200 до 1000 г – 4 мм, на упаковке весом более 1000 г – 6 мм.
Имя или фирменное наименование и юридический адрес
Имя, торговое наименование, товарный знак изготовителя или упаковщика, юридический адрес всегда должны быть указаны на этикетках.
В случае если упаковка была проведена в другом месте, что отличается от указанного на этикетке, это должно быть четко указано (также в случае упаковки третьими лицами).
Номер партии
Нет необходимости указывать номер партии, если на упаковке уже указывается дата, выраженная днем, месяцем и годом.
Партия, которую упаковщик может указать, с помощью только латинских букв или только цифр, или букв и цифр (буквенно - цифровой), должна предшествовать буква L.
Пример: «L 150/06», «L ag 302», «L caDs».
Лицу, ответственному за партии, необходимо вести регистрационный журнал с затратами партий, который должен быть доступен органам Министерства экономического развития Италии и принимать во внимание отслеживаемость продукции.
Отслеживаемость продукции включает в себя внесение в инструкции автоконтроля пчеловодческого предприятия следующие процедуры:
а) обновленные бланки поставщиков и клиентов (не индивидуальных потребителей) с полными данными;
б) бланки рабочих процессов, которые позволяют отслеживать потоки партий в рамках производства и различных смесей;
в) идентификация контейнеров меда, предназначенных для последующей обработки.
Страна происхождения
Указание страны происхождения товара является обязательным.
В случае внутреннего (национального) продукта на этикетке должны быть указаны слова «итальянский мед» или «сделано в Италии», или «страна происхождения: Италия», или другие похожие ссылки. Указание итальянского меда может сопровождаться так же регионом происхождения, территориальным районом или коммуной.
На медовых смесях, что произведены не в Италии, должны быть указаны страны происхождения, где мед был собран (согласно Закону № 81/2006, больше не обязательным является указание «смеси меда …»).
Срок хранения
Длительность хранения указывается на усмотрение упаковщика. В общем, для меда указывается срок хранения 18 месяцев и более.
В этом случае дата может выражаться только годом («использовать до конца ...»).
Если дата содержит день, необходимо указать: «срок годности...»
Если дата меньше 18 месяцев, необходимо указать месяц и год.
Указание дня, месяца и года может заменить указание партии товара.
Знаки происхождения и качества меда
Законодательный декрет № 179/2004 предусматривает, что обозначение продаж может быть дополнено информацией, которая ссылается на критерии качества, что регулируются законодательством ЕС, такие как обозначение защиты происхождения (dop) или обозначение географической защиты (igp), или гарантирование традиционного метода производства (stg), упомянутых в Правилах 2082/92/CE.
В настоящее время (в Италии) единственно признанным по географическому происхождению является мед из Луниджианы.
Производство пчелиного меда, полученного органическим методом, согласно Распоряжению 109/92 (с изменениями и дополнениями) и различным инструкциям CE (от 834/2007 до 271/2010), а также указов и нормативно - правовых актов министерств, является предметом особых предписаний для контроля всей цепочки поставок. На этикетке, помимо обязательных заявлений, необходимо указать:
а) ссылку на органический метод производства;
б) ссылку на сертификацию;
в) органический логотип;
г) наименование и/или кодовый номер органа контроля (также может быть только на сопроводительном документе).
Необязательные надписи на этикетке
Касающиеся: способа хранения; периода производства; пищевой маркировки; размера шрифта
Условия хранения не являются обязательными, однако желательно, чтобы было указано «Хранить в прохладном, сухом месте, вдали от света».
Также период производства не является обязательным, но и не запрещен. Вы можете, например, указать, «произведено в августе 2006 года».
Маркировка продуктов питания является добровольным и регулируется Распоряжением от 16.02.1993 г., № 77 (в Приложении к Распоряжению указано: энергетическая ценность 303 ккал - 1360 кДж (килоджоулей), 0,6 белка, 80,3 г углеводов, 0 жиров, незначительные витамины не указаны).
Для отображения информации на этикетке (за исключением, веса и срока годности), нет никаких конкретных стандартов.
Запрещенные надписи на этикетке. В дополнение к заявлениям, которые могли бы ввести в заблуждение покупателя относительно качества, состава, количества и хранения, запрещены также:
- надписи, которые не соответствуют стране происхождения меда;
- надписи, которые могли бы ввести в заблуждение, относительно свойств меда, которыми он не обладает.
Присваивать меду свойства предотвращения, лечения и излечения болезней человека или же намекать на такие свойства посредством рекомендаций и рекламы.
Нарушения караются штрафом в размере от 3500 евро до 18000 евро.
Ссылки на целебные свойства
Как мед, так и маточное молочко, и пыльца не являются лечебными средствами и не должны рассматриваться как таковые, даже если их природные свойства используются для лечения некоторых заболеваний, таких как отсутствие аппетита, недостаток энергии, простуда, кашель, инфекции горла и многое другое. Мед был известен еще со времен Древнего Египта как природный антибиотик для профилактики инфекций.
Исходя из Закона, запрещается любая медицинская ссылка и ссылка на целебные свойства меда. Очень часто пчеловод склонен к распространению этих свойств через этикетки или пропагандистские листовки своей продукции. Возможно, во всяком случае, проинформировать покупателя об общих свойствах каждого отдельного вида цветка монофлерного меда, в соответствии с таблицами, опубликованными научно-исследовательскими институтами. Помимо эффекта антибиотика, считается, что каждый тип меда содержит небольшие количества активных ингредиентов, полученных из цветов (и, следовательно, из растения), которые выполняют различные полезные действия в организме. И поэтому обладает определенными свойствами, в том числе лекарственными. Приведем несколько примеров:
Каштановый мед богат железом и полезен в случаях анемии, астении и усталости; из-за содержания дубильных веществ является противодиарейным и рекомендуется в случаях плохой циркуляции крови, усталости и физической дисфункции, связанной с менструальным циклом и менопаузой. Признан дезинфицирующим средством мочевых путей.
Акациевый мед (или робиния) богат биологически активными веществами, чем объясняются его антибактериальные, иммуностимулирующие, защитные свойства. Также такой мед очень полезен для людей с повышенной кислотностью желудка и при заболеваниях полости рта.
Эвкалиптовый мед имеет ярко выраженные антибактериальные и противовоспалительные свойства, благодаря чему его советуют при бронхо-легочных заболеваниях, воспалительных процессах кожи и полости рта, успокаивает кашель.
Мед из тимьяна рекомендуется при заболеваниях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, возможно использовать как стимулятор аппетита, также успокаивает кашель, является глистогонным, жаропонижающим и тонизирующим.
И т. д.
Для этих отдельных видов меда, пчеловод может запастись листовками, которые не содержат никаких ссылок на его фирму или его собственный мед для продажи.
Пример этикетки
СДЕЛАНО В ИТАЛИИ | |
Каштановый мед | |
Тоскано-Эмилианских Апеннин | |
Произведен и упакован Апикольтурой Гриллини, ул. Сан Антонио, 6 – 40150 Лоиано (БО). | |
1000 г. | L AC123 |
Использовать до конца декабря 2009 года | |
Хранить в прохладном, сухом месте, защищенном от света |
Фасовка и маркировка
Мед, предназначенный для потребителей, должен быть предварительно упакован в герметичные контейнеры (ч. 4 ст. 3 Закон № 179).
Информация должна быть представлена на упаковке или этикетке продуктов, в момент, когда они будут готовы к продаже (ч. 3 ст. 3 Закон № 109).
Жидкий мед, предназначенный для фасовки
Мед, не предназначенный для конечного потребителя, должен иметь на упаковке или этикетке, а также на коммерческих документах с фирменным наименованием, массу нетто, наименование производителя или упаковщика, а также номер партии. Последнее не является обязательным для меда, что покидает компанию для продажи или передачи на временное хранение, в центры упаковки или подготовки, или другие места для сбора (ст. 14 и 17 Распоряжения № 109//1992).
Мед для пищевой промышленности
Для фильтрованного меда (фильтрация под давлением) и меда для промышленного использования (мед с аномальным вкусом или запахом, в состоянии брожения, или перегрева и т.д.), на контейнерах для товаров, на упаковке и коммерческих документах должно быть четко указано полное название продукта:
а) «фильтрованный мед»;
б) «мед для промышленного использования - предназначен только для приготовления блюд».
Эти два типа меда не могут быть отправлены непосредственному потребителю.
Печать гарантии
Закон определяет, что содержимое упаковки не должно быть изменено без открытия или изменения упаковки.
В случае банки с негерметичным закрытием необходимо добавлять пломбу, которая может состоять из полосы, соединяющей два элемента. Полоса также может отображать всю или часть информации. Некоторые объединения создали персонализированные уплотнения.
Для закрытых банок с твист-офф крышками, Министерство сельского хозяйства, нормативно-правовым актом № 9746 от 27.11.1987, заявило, что нет ни одного положения, которое предусматривает обязательство ставить защитные пломбы (этикетки).
Часть вторая
Состав меда
В приложении к Распоряжению №179/2004 приведены характеристики состава меда, который должен соответствовать аналитическим методам, а именно:
содержание сахара;
содержание воды;
наличие нерастворимых веществ;
электропроводность;
кислотность;
концентрация оксиметилфурфурола.
Содержание сахара
Содержание фруктозы и глюкозы (сумма двух):
а) цветочный мед не менее 60 г на 100 г;
б) падевый мед и смешанный цветочный мед не менее 45 г на 100 г.
Законодательство принимает во внимание тот факт, что цветочный мед имеет низкое содержание моносахаридов.
Содержание воды и наличие нерастворимых веществ
Содержание воды:
Как правило, не более 20% (ранее было 21).
Для верескового меда и меда промышленного назначения не более 23%. Для верескового меда промышленного использования 25%.
Наличие нерастворимых веществ:
В общем, не более 0,2 г / 100 г
Прессованный мед - не более 5 г/100 г
Электропроводность
Показывает содержание минеральных солей (вместо зольности).
Устанавливается два минимальных значения (более или менее 0,8 mS/cm, соответственно, для меда, в целом, и падевого меда, и каштанового. Исключены некоторые виды монофлерного меда с высокой проводимостью (земляничное дерево, эрика, эвкалипт, липа, вереск).
Кислотность
Максимальный лимит кислотности был увеличен до 50 meq/кг, так как некоторые виды меда, такие как мед из тимьяна и падевый мед имеют высокое содержание кислотности.
Для меда промышленного назначения максимальный предел 80 meq/кг.
meq - молярная масса эквивалентов
Концентрация оксиметилфурфурола (ОМФ)
Определяется после обработки и смешивания:
а) индекс концентрации, или диастазное число (шкала Шаде):
в целом, за исключением меда для промышленного использования, не менее 8;
мед с низким содержанием природного фермента (например, цитрусовый мед) и содержанием ОМФ не более 15 мг / кг, не менее 3;
б) ОМФ: не более 40 мг /кг, за исключением промышленного меда. Для меда тропического происхождения и его смеси - не более 80 мг /кг.
Официальные методы анализа
Аналитические методы оценки характеристик состава меда были официально утверждены Министерством сельского и лесного хозяйства Указом от 25 июля 2003 г. (опубликованном в Официальной газете 11 августа 2003 г.).
Гигиенические нормативы безопасности меда
Мед не должен содержать никаких посторонних своему составу веществ, например, органических и неорганических веществ (плесень, насекомые, личинки, песчинки) и, тем более, не должен содержать никаких субстанций в таких количествах, чтобы представлять опасность для здоровья человека (пестициды, лекарственные препараты, вредные вещества). Также недопустимо:
присутствие посторонних привкусов и запахов (запах дыма или веществ, запах которых отпугивает пчел или восковую моль);
начало брожения и т. д.
Дефекты меда
Наличие посторонних тел (частиц воска, фрагментов насекомых, пузырьков воздуха, пены, неоднородности, мутности и пр.)
Вкусовые и обонятельные дефекты (загрязнение посторонними веществами или хранение в антисанитарных помещениях, или в непригодных контейнерах, не допустимы также признаки брожение, старение, несоблюдение стандартов).
Дефекты упаковки (емкости): загрязненные, ржавые, ломаные крышки, окисление меда при контакте с емкостью.
Присутствие остаточных количеств в меде
Остаточное количество пестицидов - допускается законом. Для токсичных веществ (фосфат и хлор) считается допустимым пределом 10 (ppb) частей на миллиард, включенных в остатки.
Остатки антибиотиков - тетрациклин, сульфатиазол и т. д., а также тяжелые металлы (кадмий и свинец) – не допускаются. Наличие в меде даже небольшого количества этих веществ есть основанием для административного правонарушения.
Остатки лекарственных средств - Приложение к Положению ЕС 37/2010 опасения относительно фармакологически активных веществ, как сообщается в докладе № 3/2010 Apitalia. Не предусмотрено максимально допустимых пределов для: муравьиной кислоты, молочной кислоты, щавелевой кислоты, тао флюфалината (tao flufalinato), флуметрина (Flumethrin), ментола, камфора, цинеола и тимолола. Для амитраза предел составляет 200 мкг / кг и кумафоса (Coumaphos) 100 мкг /кг.
Наказание за нарушения
За заявления, которые могут ввести в заблуждение покупателей и ссылки на профилактику и лечение заболеваний - административный штраф от 3500 до 18000 евро.
За этикетки с неполной информацией или неправильно оформленные этикетки - санкции от 2600 до 9500 евро.
За нарушение состава или наличие химических веществ в меде:
лишение свободы сроком до одного года и штраф от 309,87 евро до 30987 евро или более.
Часть третья
Стандарты гигиены
Распоряжение 155/97 регламентирует нормы санитарии, которые необходимо соблюдать на сельскохозяйственном предприятии для выполнения деятельности по переработке, упаковке и продаже продукции, предназначенной для потребления человеком.
Инструкция пригодности здоровья для сотрудников, участвующих в подготовке, производстве, обработке и продаже пищевых продуктов была отменена с 1889 года Всемирной организацией здравоохранения в виду своей бесполезности. Тем не менее, Приложение к Указу ЕС 852/2004 (буква е) предписывает убедиться, что персонал, работающий с пищевыми продуктами, имеет хорошее здоровье и осведомлен о рисках для здоровья.
Прямые продажи сельскохозяйственной продукции
Прямая продажа сельскохозяйственной продукции фермерами в качестве их основной деятельности регулируется ст. 4 Распоряжения 228/2001. Фермер получает возможность напрямую заниматься розничной торговлей продуктами собственного производства на всей территории страны.
Что касается любителей, для осуществления продаж, им необходимо зарегистрироваться в Коммерческом регистре Торгово-промышленной палаты, и они облагаются НДС. Все обязаны соблюдать правила гигиены и здоровья.
Продажам должно предшествовать, как минимум за 30 дней, предоставление мэрии общей информации об предприятии, фискальном коде, номере НДС, регистрационном номере компании, типе продукта. При отсутствии ответа в течение 30 дней, предполагается, что запрос принят.
Налогообложение
Пчеловоды, которые работают с оборотом менее 7000 евро за предыдущий год (уже 2 582,28), освобождаются от всех обязательств и бухгалтерских документов, и от сертификации количества продаваемых продуктов.
Производители, которые выбирают специальную схему или не подлежат налоговому учету, не обязаны выдать квитанцию или чек, но необходимо вести реестр продаж. В случае продаж вне предприятия, следует сообщить в налоговую полицию расположение точки продаж.
Счет-фактура должна быть заполнена всеми производителями, которые выбирают нормальную схему учета НДС и во всех случаях, когда покупатель не является потребителем.
Пчелы, мед натуральный и пчелиный воск, подлежат льготному тарифу 10%, для всех других продуктов пчеловодства - 20% (см. таблицу ниже).
Продукты | Ставка НДС, % | Компенсация, % |
---|---|---|
Натуральный мед | 10 | 8,80 |
Грубый воск и сырой прополис | 10 | 8,80 |
Маточное молочко | 20 | - |
Услуги по опылению | 20 | - |
Королевские пчелы и семьи пчел | 10 | 7,3 |
Остаются неизменными: | ||
Ульи | 10 | 7,3 |
Медовые напитки | 20 | 4 |
Маточное молочко с медом | 10 | |
Пыльца | 10 | 4 |
Для целей налогообложения, доход от продажи продуктов собственного производства подпадают под сельскохозяйственные доходы.
Процент компенсации для продуктов пчеловодства от 1 января 2006 г.
По указу Министерства экономики и финансов от 23 декабря 2005 года (опубликованного в Официальной газете № 304 от 31.12.2005) были пересчитаны проценты компенсации за следующие продукты пчеловодства:
Товары в пути
Продукты, продаваемые пчеловодом по упрощенному режиму НДС (оборот менее 7000 евро), то есть освобожденный от уплаты НДС, транспортируются без транспортного документа. Предусматривается обязательство выдачи инвойса (Указ Министерства финансов № 249/E от 11 октября 1996).
Перевозки грузов с помощью собственных транспортных средств полностью либерализованы (Указ Министерства транспорта № B086 14 декабря 1999). В случае перевозки третьими лицами обязательной является регистрация в специальном реестре. Совместная перевозка людей и грузов была отменена.
Фискальный чек
В соответствии c пунктом 6 ст. 34 Указа Президента 633/62, пчеловоды, которые находятся на упрощенной системы налогообложения (с оборотом менее 7000 евро за предыдущий год, как для фермеров, работающих на равнинах, так и в горах) освобождаются от всех обязательств бухгалтерской отчетности и сборов за сертификацию своей продукции, при условии соблюдения обязательства нумерации и сохранения счетов-фактур. Для этих же предприятий, в настоящее время предоставляется возможность, придерживаться упрощенного режима НДС для сельского хозяйства. Они также освобождаются от уплаты регионального налога на производственную деятельность (IRAP).
Продажи продуктов пчеловодства должны составлять не менее 2/3 от общей деятельности компании, которые представлены в таблице Указа № 633/1972 (мед, пчелиный воск, медовые напитки, пчелиный прополис и пыльца).
Для пчеловодов, работающих по специальному режиму с оборотом более 7000 евро: для продажи продукции (по которой предусматривается процент компенсации НДС, уплаченного при закупке), такой продукции как натуральный мед, пчелиный воск и пчелы, отсутствует требование выдачи квитанции или чека.
Продажа продуктов пчеловодства, не включенных в таблицу А части 1 Указа об НДС не рассматривается в качестве сельскохозяйственной продукции (маточное молочко, услуги по опылению, перепродажи и др.); в целях налогообложения может быть использован фискальный чек и /или квитанция. Объем продаж, который до этого составлял 2582,28 евро, 7746,85 евро - для производителей в горных районах, был объединен в размер 7000 евро Распоряжением № 262 от 03.10.2006 (новые правила по финансовой отчетности).
Регистрация предприятий
Фермеры, которые продают свою продукцию по старому закону от 9 февраля 1963 №59 (в настоящее время ст. 4 Декрета № 228 от 18 мая 2001), обязаны зарегистрироваться в торговом реестре торговых палат. Это обязательство вытекает из статьи 2 Законодательного декрета № 228 от 18 мая 2001, который предполагает следующее:
«Регистрация фермеров и компаний, работающих в сельскохозяйственной сфере, производится в специальном реестре, предусмотренная ст. 2188 Гражданского кодекса, в дополнении к функции сертификации и тем функциям, которые предусмотрены специальными законами, является действующей (ст. 2193 Гражданского кодекса).
Статья 4 Законодательного декрета гласит: «Фермеры, как физические лица, так и группа лиц, зарегистрированные в торговом реестре, ст. 8 Закона № 580 от 29 декабря 1993 года, могут свободно заниматься розничной торговлей на всей территории Республики, продуктами, которые преобладают в общей деятельности компании, с соблюдением положений относительно санитарных норм и гигиены» [1].
После изучения законодательства, очевидно, что продажа меда и других сельскохозяйственных продуктов конечному потребителю требует регистрации предприятия.
[1] Регистрация фермеров в специальном разделе торгового реестра при Торгово-промышленной палате, является обязательной (Закон № 580 от 29 декабря 1993 года), запись должна быть произведена в течение 30 дней с момента начала деятельности с ежегодным платежом в размере 80 евро. Согласно же Указу № 228 от 18 мая 2001, мелкий производитель, который продает свою продукцию исключительно оптом (кооперативы, дилеры и трейдеры, в целом, включая мелких производителей, которые поставляют для розничной торговли упакованный мед) освобождается от регистрации в Торгово-промышленной палате.
Как уточняется, мелкий производитель, который занимается пчеловодством, добычей и упаковкой меда, и имеет торговый оборот менее 7000 евро, а также освобожден от налогообложения, и продает свою продукцию исключительно оптом (кооперативы, дилеры и трейдеры в целом, включая мелких производителей, которые поставляют для розничной торговли упакованный мед) освобождается от регистрации в Торгово-промышленной палате. Если же продажа происходит непосредственно потребителям или, по крайней мере, конечным потребителям, регистрация является необходимой.
Транспортный документ
Товары в пути - Продукты, продаваемые пчеловодом по упрощенному режиму НДС (оборот менее 7000 евро), то есть освобожденный от уплаты НДС, транспортируются без транспортного документа. Предусматривается обязательство выдачи инвойса (Указ Министерства финансов № 249/E от 11 октября 1996).
Перевозка грузов с помощью собственных транспортных средств полностью либерализована (Указ Министерства транспорта № B086 14 декабря 1999). В случае перевозки третьими лицами обязательным является регистрация в специальном реестре. Совместная перевозка людей и грузов была отменена.
Санитарное разрешение
Вся предыдущая система аккредитации помещений добычи и /или фасовки меда была обновлена Правилами 852/2004 ЕС. В свете этого нового законодательства, если вы имеете в своем распоряжении помещение, которое отвечает требованиям данного законодательства, достаточно представить в коммуну, которая регулирует деятельность помещения для производства, декларацию о начале деятельности (DIA), прилагая план территории 1:100, технический отчет объектов и оборудования, краткое описание цикла обработки. После 30 дней с даты соответствующего протокола, можно начать производственный процес по получению меда, если иного не указано ветеринарной службой. Итак, больше нет различий между постоянным и временным разрешениям.
В случае отсутсвия подходящего помещения, можно использовать (в качестве необходимости) производственное помещение коллеги с уведомлением ветеринарной службы, факт использования такого помещения должен быть указан на этикетке, в дополнение к наименованию и месту (адресу) данного производственного помещения.
Ставки оплаты территориальной службе здравоохранения (ASL)
Распоряжение № 194 от 19.11.2008 (опубликованное в Официальной газете № 289 от 11.12.2008) предусматривает оплату территориальной службе здравоохранения за возможность заниматься любым видом деятельности оптового производства, хранения и реализации пищевой продукции в зависимости от объемов.
Министерство труда, здравоохранения и социальной политики, согласно Распоряжению № 11000 от 17.04.2009 предоставило следующие разъяснения:
«Первичная продукция должна быть исключена из поля действия Распоряжения, так же как и производство, и маркетинг в розничной торговле, а так же корм для животноводческой промышленности».
В том же нормативно-правовом акте указывается определение деятельности, такой как производство первичной продукции, которое содержится в приложении Распоряжения № CE/852/2004 Правил в рамках Соглашения государственных регионов.
С целью уплаты пошлин, указанных в секции № 6 Распоряжения, в случае меда, существуют следующие уточнения:
«К ним относятся все предприятия, которые занимаются добычей и/или упаковкой, и/или маркетингом оптовой продажи меда. Исключаются из ряда первичных производителей, те, кто производят мед исключительно в собственных компаниях (фермах), а также совместных и государственных предпиятиях.
Закон Европейского Сообщества 2009 г., однако, окончательно исключает из уплаты всех фермеров.
ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP)
Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации меда, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. Аббревиатура с английского (Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP).
В Европейском союзе Директива Совета Европы по гигиене продуктов питания № 93/43/ЕЕС от 14 июня 1993 требует, чтобы компании, занятые в пищевой промышленности, разрабатывали системы, основанные на ХАССП, в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. Далее эта Директива предлагает, чтобы государства - члены Европейского Союза разрабатывали правила практики по конкретным сферам пищевой отрасли и приняли EN 29000 (европейский эквивалент серии ИСО 9000), чтобы внедрить общие правила гигиены, а также разработать руководство по практике надлежащей гигиены. В 2004 году взамен Директивы 93/43/ЕС Европейским парламентом и Советом Европы было принято Постановление 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов». Это же Постановление ЕС № 852/2004: «Все мероприятия, связанные с производством продукции, полученной от пчеловодства, должно считаться первичной продукцией, в том числе выращивание пчел, сбор меда, фасовка и /или упаковка меда». Из этого следует, освобождение от сложного процесса ХАССП.
Не относится к первичной продукции пчеловодства: медовые конфеты, конфитюр, крем - мед. Для этой категории продукции используется система ХАССП.
Нормативные разъяснения
Постановление 852/2004 не распространяется на:
а) первичную продукцию для частного домашнего использования;
б) подготовку, обработку или хранение пищи для частного домашнего потребления;
в) прямые поставки в небольших количествах первичной продукции от производителя конечному потребителю или на предприятия для дальнейшей переработки.
Если не указано обратное, настоящее Постановление не распространяется на розничную торговлю, кроме случаев, когда операции осуществляются в целях обеспечения пищи животного происхождения другим учреждениям.
Или же когда поставка пищевых продуктов животного происхождения осуществляется с производства непосредственно потребителям (местные помещения розничной торговли непосредственно снабжающих конечного потребителя).
Гигиенические требования безопасности пищевых продуктов
В Европейском союзе Директива Совета Европы по гигиене продуктов питания № 93/43/ЕЕС от 14 июня 1993 требует, чтобы компании, занятые в пищевой промышленности, разрабатывали системы, основанные на ХАССП, в целях обеспечения безопасности пищевой продукции. В 2004 году взамен Директивы 93/43/ЕС Европейским парламентом и Советом Европы было принято Постановление 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов». Постановление ЕС № 852/2004 предусматривает, что исключением является первичная продукция, которая освобождается от применения системы ХАССП. Тем не менее, необходимо использовать общие правила гигиены.
Ст. 5 Постановления 852/2004 предусматривает, что эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации меда, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. Тем самым укрепляя правила, содержащиеся в предыдущей Директиве.
Учет и отслеживаемость продукции
Для внедрения системы ХАССП производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли.
Записи должны быть доступны для компетентных органов и операторов продовольственного бизнеса, которые имеют право требовать соответствующую информацию, содержащуюся в таких записях.
По системе ХАССП должны соблюдаться следующие правила: правила здоровья животных, окружающей среды, гигиены и обучение персонала, технического обслуживания оборудования, дезинфекции и борьбы с грызунами; система отслеживания и документирования продукции с соответствующими процедурами идентификации и регистрации, в соответствии с Регламентом (ЕС) 178/2002. Различные регионы Италии руководствуются приложением Правил 852/2004/EC.
Оборудование и производственные участки
Оборудование: должно быть таким, чтобы не поддавалось риску загрязнения и могло легко поддаваться очистке. Расположение оборудования должно позволять свободную очистку прилегающих площадей.
Участки: должны быть спроектированы и расположены так, чтобы обеспечить надлежащие нормы пищевой гигиены. Стены и полы должны быть непроницаемыми, а также чистыми и дезинфицированными. Необходимо избегать на потолках скопления грязи, конденсата и осыпания. Окна должны быть оборудованы сетками от насекомых, которые бы легко снимались для очистки. Помещение должно быть оборудовано системой подачи питьевой холодной воды и /или горячей воды. Необходимо наличие стоков. Отходы должны быть утилизированы санитарным образом, чтобы не стать источником загрязнения.
Личная гигиена
Каждый человек, который работает в пищевых помещениях, должен быть чистым и носить соответствующую одежду.
Сотрудники, которые страдают от болезни или являются носителями болезней, передающимися через пищу (включая инфицированные раны, инфекции кожи, язвы, диарею), не могут обрабатывать пищу или входить в помещение, где происходит процес работы с продуктами.
Наказания за нарушения
В случае несоблюдения правил ЕС по безопасности пищевых продуктов, предусматриваются следующие санкции:
а) неуведомление компетентного органа об одной из составных линий (технологий) производства, переработки или расфасовки продуктов питания; или осуществление деятельности, когда приостановлена или аннулирована регистрация: если это действие не является уголовным преступлением: штраф в размере от 1500 евро до 9000 евро, или от 500 евро до 3000 евро в случае, когда предприятие зарегистрировано, но не было отправлено уведомление компетентным органам власти;
б) несоблюдение общих правил гигиены, изложенных в Части А Приложения 2 Регламента 852/2004: Если это действие не является уголовным преступлением, налагается штраф в размере от 500 евро до 3000 евро;
в) отсутствие процедур самоконтроля на основе принципов ХАССП, в том числе процедур проверки, в соответствии с Положением 2073/2005 и тех, что касаются информации о пищевой цепи производства: административный штраф от 1000 евро до 6000 евро;
г) невыполнение или ненадлежащее применение систем и/или процедур, установленных в подпунктах б) и в): административный штраф в размере от 1000 евро до 6000 евро.
В случае отсутствия процедуры самоконтроля (период для выполнения данного требования в размере 120 дней отменен), наказания будет применяться незамедлительно.