21.03.2015
Основные принципы и методы искусственного размножения пчелиных семей (часть 9)
Метод М.И. Гуслякова
Предлагаемый метод также предусматривает получение большого прироста новых семей. Но он разработан применительно к промышленному пчеловодству, где хорошо освоен вывод маток, где ведётся поточный метод обслуживания пчелиных семей. В большинстве зон Алтая ранние отводки предпочтительнее и экономически более выгодные. Поэтому работа строится по чёткому графику. Точкой отсчёта служит закладка трутневого расплода в достаточно большом количестве в целях насыщения трутневого фона лучшими племенными трутнями. Необходимо обеспечить их многократное преимущество по отношению к случайным партнёрам, только тогда можно будет перекрыть все потребности в осеменении маток племенными трутнями.
В организационном плане следующей заботой пчеловода является подготовка семей-воспитательниц. Конечно же, это должны быть лучшие семьи, отвечающие самым высоким критериям. Порядок их подготовки обычный, как принято во всех руководствах. По нашей технологии семьи-воспитательницы для этого метода формируются с полным осиротением за двое суток до прививки личинок на воспитание. Вывод маток осуществляется с помощью джентерских сотов, что значительно облегчает труд, сокращает время прививки. Приём личинок на воспитание, как правило, исключительно высокий, т.е. все проблемы с помощью джентерских сотов сводятся воедино и успешно решаются.
Через 2-3 дня после прививки уточняется количество принятых маточников на воспитание, и одновременно удаляются все свищевые, которые пчёлы обычно заводят на рамках своего расплода. К удалению таких маточников надо относиться очень внимательно, потому что всякий случайно пропущенный маточник позволит преждевременно родиться ненужной матке, которая погубит всю закладку.
А дальше поступают так: при очередном осмотре пчелиных семей на пасеке отбирают по 1-2 рамки расплода от наиболее сильных, что предотвращает роение этих семей. Желательно с рамок не сметать всех пчёл, особенно молодых, «бусиков», нелётных. Рамки с расплодом переносят в семьи-воспитательницы. Когда будет заполнен гнездовой корпус, ставят второй – и его наполняют, потом третий, возможно, и четвёртый. Расплод, желательно, отбирать более зрелый – это избавляет семьи от скопления лишних пчёл-кормилиц, тем самым гасится проявление роевого инстинкта. Одновременно в семье-воспитательнице выйдет часть расплода, что позволит ей значительно усилиться, набрать большую массу живых особей и сосредоточить большое количество расплода в одной семье.
Процесс переноса расплода в семьи-воспитательницы производится не за один приём, а за 2-4, что способствует лучшему обогреву и воспитанию добавленного расплода с одновременным выходом части предыдущего, наиболее зрелого. Усиление семей-воспитательниц лучше производить после запечатывания маточников, чтобы исключить влияние посторонних пчёл на качественные признаки воспитуемых маток
За два дня до выхода маток из маточников содержимое семьи делим на 15-20 равных частей. Количество отводков зависит от скопившейся массы расплода и пчёл, а также наличия подготовленных маточников. Данный приём позволяет увеличить число пчелиных семей на пасеке в 2-3 раза без потерь в медосборе. Более того, в условиях Алтая есть реальная возможность заниматься разведением и продажей пакетов пчёл, отказавшись от завоза южных нерайонированных, беспородных. А это уже иное направление в пчеловодном бизнесе.
Техника исполнения.
Определив, на сколько частей будет поделена семья-воспитательница, заранее в нужных местах расставить расчётное количество ульев по числу предполагаемых отводков. Снарядить их потребным количеством положков, вставных досок, утеплительных подушек. В каждый улей заранее поставить две рамки. Одна полная мёда, вторая – с малым количеством мёда, в которую налить стакан воды. Между ними оставить «колодец» для двух рамок, которые будут принесены от семьи-воспитательницы. По окончании подготовительных работ приступить непосредственно к делению семьи-воспитательницы. Работу выполнять удобнее двоим, используя для этого два переносных ящика. Пчеловод формирует отводки в переносные ящики, а помощник разносит их по подготовленным ульям и высаживает.
На мой взгляд, наиболее оптимально формировать отводок на две рамки. Они должны быть относительно плотно, густо покрыты пчёлами, особенно на тех сотах, где мало рождается молодых пчёл. Если пчёл недостаточно, то их можно стряхнуть с других сотов. В самой семье-воспитательнице количество пчёл можно оставить меньше, чем в отнесённых отводках, потому что в нее ещё довольно большая часть вернётся с поля. В каждый отводок прививается по два маточника. Тем самым обеспечивается страховка на случай, если по каким-то причинам один маточник оказался испорченным или не очень качественным, а также предоставляется возможность выбора лучшей матки в их единоборстве. Леток надо обязательно плотно заткнуть сырой травой, чтобы 2-3 дня пчёлы не могли вылетать. От этого доля успеха зависит на 95-98%.
Через двое суток выведется матка, выйдет и часть расплода. А вынужденное безысходное заточение пчёл за столь длительный период поспособствует их объединению в новую семью, произойдёт детальное ознакомление с новым местоположением. Вышедшая матка придаст статус полноценной семьи. После того, когда пчёлы прогрызут траву, они первоначально будут с трудом протискиваться через освободившееся отверстие. В таких случаях пчёлы никогда без оглядки не улетают в поле, а совершают ознакомительный облёт, тем самым запоминают своё новое место. К этому времени выйдет ещё часть расплода, отводок дополнительно усилится. Бояться запаривания не следует, маленькое семейство в большом улье не подвергается духоте и перегреву.
Особые достоинства и преимущество данного метода заключаются в следующем:
1. Приём маточников и выход маток гарантированы на сто процентов.
2. Отводки имеют разновозрастных пчёл, так как они ещё на стадии семьи-воспитательницы были объединены единым запахом и общим биологическим состоянием.
3. Высокая производительность труда. Нет надобности отыскивать маток в материнских семьях. Воспитание молодых маток происходит в мощных семьях-воспитательницах при очень благоприятном температурном режиме.
4. Отбор расплода от основных производственных семей не только предотвращает возникновение роевого состояния, но и стимулирует постоянное предельное напряжение в работе маток.
5. Поэтапный отбор расплода не ослабляет рабочие семьи, но его концентрация в семьях-воспитательницах позволяет накопить большие резервы, как живой массы пчёл, так и зрелого расплода. Получается вроде бы не очень заметно – отобрали в одном месте, зато получили существенную прибавку в другом. В конечном результате, за счёт этого произвели большое количество новых семей.
6. Работа выполняется в плановом порядке, хорошо поддаётся контролю, удачно сочетается с групповым методом обслуживания семей, что особенно важно на крупных пасеках.
Часто пчеловоды не занимаются размножением семей по причине боязни ослабить семьи к медосбору, о чём уже многократно напоминалось. Данный метод убедительно доказывает, что такого не происходит, наоборот, семьи будут поддерживаться в высоком рабочем состоянии. А, имея большой резерв семей на пасеке, у пчеловода появляется возможность проводить браковку малопродуктивных, больных, беспородных и т.д., не снижая общей численности на пасеке. Примеров к вышесказанному можно привести множество, причём технологии по ускоренному размножению применялись достаточно давно и очень эффективно.
Пчеловод А. Пивкин из Челябинской области в условиях достаточно сурового климата в 1980 г. от 120 семей создал 310 новых, из которых 295 было продано. Отстроено 2310 рамок и произведено 9336 кг валового мёда. В Восточном Казахстане передовые пчеловоды С. Хайдин и И. Грохотов на протяжении 20 лет ежегодно реализовывали со своих пасек от 50 до 100 новых семей, откачивая при этом 5-8-12 тонн товарного мёда.
Автор: Михаил Гусляков
Количество просмотров: 17204
Поделитесь с друзьями:
Назад в раздел
Комментарии
Очень профессиональное лаконичное изложение материала.Спасибо)))
Комментировать