Социальный портрет пчеловода
Статья под таким заголовком напечатана в альманахе 2009 «Бджолярський круг» (Украина). Ее автор - Сергей Милов, председатель Одесского союза пасечников и член Совета Круга. Это острая и беспощадная статья, заставляющая задуматься о проблемах, которые крайне редко освещаются на страницах пчеловодной периодики. Изображенный Сергеем Миловым «портрет» имеет немало общего с «портретом» российского пчеловодства.
По этой причине приводим эту статью в оригинале:
«Во все века в нашем народе пчеловодство было делом преимущественно пожилых людей, которые по возрасту и здоровью потеряли свою привычную социальную и профессиональную нишу в обществе. Таких людей принято называть маргиналами, независимо от их должностей в прошлом. Но за последние полтора десятилетия состоялась широкая маргинализация общества, которая связана с его социальной реструктуризацией.
Занятие пчеловодством - это ниша, которая позволяет отгородиться от тяжелых социальных изменений и чувствовать себя на пасеке довольно уютно.
Но сбыт пчелопродукции все же заставляет маргиналов выбираться из панциря отчужденности и с глазу на глаз столкнуться с рыночными отношениями нового общества. Именно на рынке труда и товаров происходит социализация личности, ее утверждения в той или иной социальной нише.
Большинству маргиналов свойственно отчуждение, ориентация на прошлое, на его производственные, социальные, экономические и политические технологии. Они не могут воспринять новую действительность и мечтают о временах, когда с двадцати ульев можно было хорошо жить. Их надежды часто носят оптимистичный характер и связаны с ожиданиями, что кто-то их осчастливит.
Работать на реальном современном рынке они не могут и не хотят. Закупочные цены их не устраивают. Работать на сотнях и тысячах ульев (даже если позволяет здоровье) как аргентинские, мексиканские и американские пчеловоды, они не могут, одни потому что «то все ложь» и «не может такого быть», а другие - из-за нехватки средств, оборудования, техники.
Характеризует общественные организации пчеловодов именно как организации преимущественно из маргиналов то, что в них основной вопрос всегда связывается со сбытом меда, а не с тем, для чего они созданы - не с отстаиванием своих интересов собственными силами, путем согласования интересов с бизнесом и властью, или путем давления на них.
Недоверие к собственным силам, к собственным возможностям что-то изменить в обществе, восприятие себя не партнерами власти и бизнеса, а клиентами, неумение отстаивать, а только просить, да еще не самим, а через избранного председателя из властного или бизнесового сектора - это не только симптомы запущенной болезни, но и диагноз.
Перспектива подобных организаций с такими членами и таким руководством - обслуживание интересов бизнеса и власти при фактическом массовом отчуждении пчеловодов от объединений пасечников, которые только именуются бджолярськими.
Группы из не гордых маргиналов склонны добровольно поддерживать в общинах коррупционных лидеров, потому что их поведение им понятно, они также склонны создавать вокруг председателей «группы прикрытия» от коллектива, утверждая этим и себе право на прикрытие своего личного места и интереса в организации.
Нам нужны принципиальные изменения в составе и деятельности наших общественных организаций, а не создание новых организаций на устаревших принципах, не замена руководящих лиц и кланов другими. Необходим соответствующий сотрудничеству и взаимозащите состав организаций, способный на обуздание своего индивидуализма и его подчинения обществу, его коллективным ценностям равноправия. Нужен вектор, направленный на развитие.»
«Бджолярський круг», Альманах 2009, стр. 4 (БК 1-09)
Количество просмотров: 14090
Назад в раздел